ixbt.com писал(а):Встроенный мультимедийный плеерПри поверхностном тестировании воспроизведения мультимедийного контента мы ограничились рядом файлов, запускаемых в основном с внешних USB-носителей. Источниками мультимедийного контента также могут быть серверы UPnP (DLNA). Были опробованы жесткие диски, внешние SSD и обычные флешки. Поддерживаются USB-накопители с файловыми системами FAT32, exFAT и NTFS, а с кириллическими названиями файлов и папок не было никаких проблем. Плееры обнаруживают все файлы в папках, даже если на диске очень много файлов (более 100 тысяч).
Нами подтверждена способность проектора показывать растровые графические файлы в форматах JPEG, PNG и BMP, в том числе в виде слайд-шоу под фоновую музыку (с выбранного накопителя в случайном порядке) с одним из двух эффектов перехода или просто с переключением с текущего изображения на следующее. Присутствуют функция поворота изображения с шагом 90 градусов и режим просмотра панорамных изображений 360 градусов. Цветовая четкость по горизонтали немного снижена, тогда как по вертикали условно достигает разрешения 4К (2160 линий).
В случае аудиофайлов поддерживаются множество распространенных и не очень форматов, как минимум AAC, MP3, OGG, WMA (и с 24 бит), M4A, WAV и FLAC (расширение должно быть именно FLAC). Поддерживаются тэги как минимум в MP3 и OGG (но поиск по ним не работает) и картинки-обложки в MP3.
Вывод изображения (но не источник света) можно отключить на время воспроизведения аудиофайлов. Навигация по носителю выполняется фактически с помощью отдельного приложения, поэтому она не влияет на работу плеера, и только после выбора нужного файла он запускается на воспроизведение.
Для видеофайлов поддерживается большое количество самых разнообразных контейнеров и кодеков (вплоть до 10 бит на цвет с разрешением до 4К при 60 кадр/с), несколько звуковых дорожек в разнообразных форматах (поддерживается MP2, MP3, AAC, AC3, WMA (но не Pro) и PCM, а дорожки DTS не воспроизводятся), внешние и встроенные текстовые субтитры (русские должны быть в кодировке Windows-1251 или в Unicode). Настройка вывода субтитров имеет множество опций.
Аналогично присутствует режим просмотра панорамных видео 360 градусов, есть и функция поворота видео с шагом 90 градусов.
Поддерживается воспроизведение видеофайлов с HDR10 и HLG, а в случае файлов с 10 бит на цвет согласно визуальной оценке градаций оттенков больше, чем у 8-битных файлов. Видеофайлы 4K HDR воспроизводятся в случае контейнеров MKV, WebM, MP4 и TS и кодеков AV1, HEVC (H.265) и VP9. В стандартном для видео диапазоне (16—235) отображаются все градации оттенков (настройку контрастность нужно увеличить до 100).
Тестовые ролики на определение равномерности чередования кадров помогли выявить, что проектор при воспроизведении видеофайлов не подстраивает частоту обновления экрана под частоту кадров в видеофайле, она всегда 60 Гц. Поэтому, например, файлы с 24, 25 и 50 кадр/с воспроизводятся с чередованием длительности кадров, а с 30 и 60 кадр/с — с равной длительностью кадров. Ситуацию частично спасает функция вставки промежуточных кадров True Motion, которая работает в случае файлов с 24, 25 и 30 кадр/с. Максимальный битрейт видеофайлов, при котором еще не было артефактов, при воспроизведении с USB-носителей составил 250 Мбит/с (H.264,
http://jell.yfish.us/), по Wi-Fi (сеть в диапазоне 5 ГГц) — 200 Мбит/с.
Отметим, что ролики с YouTube в разрешении 4К на экран выводятся условно в таком же разрешении.
Работа с источниками видеосигналаКинотеатральные режимы работы тестировались при подключении к плееру Ultra HD Blu-ray Sony UBP-X700. Использовалось HDMI-подключение. В случае данного источника поддерживаются режимы 480i/p, 576i/p, 720p, 1080i и 1080p при 50/60 Гц, а также 1080p и 4К при 24 Гц (о поддерживаемых режимах при подключении к ПК рассказано ниже). Цвета правильные, яркостная четкость соответствует типу видеосигнала (в случае 4К чуть ниже возможной), но цветовая четкость всегда слегка занижена. В стандартном для видео диапазоне (16—235) отображаются все градации оттенков. Подстройки частоты обновления нет — всегда 60 Гц. Поэтому, например, в случае сигналов 1080p/4К при 24 кадр/с кадры выводятся с чередованием длительности 2:3 (но не забываем про волшебную функцию вставки промежуточных кадров).
В большинстве случаев проектор отлично справляется с преобразованием чересстрочных видеосигналов в прогрессивное изображение даже при самом замысловатом чередовании полукадров (полей). При масштабировании из низких разрешений и даже в случае чересстрочных сигналов и динамичной картинки выполняется сглаживание границ объектов — зубцы на диагоналях выражены несильно. Функции подавления видеошумов работают очень хорошо, не приводя к артефактам в случае динамического изображения. Функция Плавная градация весьма эффективно снижает видимость границ переходов между оттенками.
Есть функция вставки промежуточных кадров. Ее качество очень хорошее. В большинстве случаев промежуточные кадры рассчитываются правильно с небольшим количеством малозаметных артефактов и с высокой четкостью. «Желе» вокруг объектов в движении выражено слабо, в случае быстрых и сложных движений заднего фона он сохраняет хорошую детализацию. Вставка кадров работает для частот кадров от 24 до 30 Гц и до разрешения 4К включительно. Пользователь может настроить работу этой функции под свои требования, или, разумеется, отключить ее совсем для просмотра кино без вмешательства умной электроники.
Равномерность белого поля хорошая, но легкое затемнение и изменение оттенка от центра к краям присутствует. Равномерность черного поля отличная, выраженных цветных разводов и бликов на нем нет. Микроконтраст немного занижен. Геометрия практически идеальная — длинный дальний от оси объектива край проекции прогибается внутрь всего на 3-4 мм при порядка 2 м ширины. Равномерность фокусировки очень хорошая, что для столь небольшого проектора неожиданно. Однако, точно настраивать фокус лучше где-то через полчаса работы, так как при прогреве проектора фокус немного плывет. Ширина неяркой цветной каймы на границах объектов, обусловленная наличием хроматических аберраций у объектива, невелика. В целом качество оптической системы очень хорошее.
При подключении к ПК в случае подходящей видеокарты на вход поддерживается видеосигнал вплоть до разрешения 3840/4096 на 2160 пикселей и 60 Гц кадровой частоты при кодировании цвета 4:4:4 (то есть без снижения цветового разрешения) с глубиной 8 бит на цвет. При снижении кадровой частоты до 30 Гц разрядность видеосигнала уже может быть до 12 бит на цвет. В случае разрешения 3840 на 2160 пикселей проецирование осуществляется со слегка заниженной яркостной и цветовой четкостью (см. ниже про XPR). В случае сигнала 1080p поддерживается до 120 Гц кадровой частоты, но вывод все равно происходит с частотой 60 кадр/с — каждый второй кадр пропускается. Под Windows 10 вывод в режиме HDR на данный проектор возможен при выборе соответствующих опций в настройках дисплея. В случае сигнала 8 бит на цвет количество оттенков увеличивается динамическим смешением цветов, видимо, с помощью видеокарты на аппаратном уровне. Проектор сам определяет сигнал HDR и автоматически переключается в соответствующий режим. Воспроизведение тестовых видеороликов с 10-битным цветом и плавными градиентами показало, что градаций оттенков гораздо больше, чем при простом 8-битном выводе без HDR. Однако качество отображения градиентов лучше при 8-битном сигнале, то есть проектор с генерацией оттенков справляется немного хуже, чем система. При этом, наличие динамического смешения цветов на темных оттенках видно невооруженным глазом, что для DLP-проектора естественно. Тестовые HDR-видеоролики с реальными и тестовыми изображениями по субъективным ощущениям выводились с хорошим качеством, в частности с достаточно яркими насыщенными цветами.
В данном проекторе работает неотключаемая функция (XPR) увеличения разрешения относительно физического разрешения матрицы. Каждый исходный кадр сначала масштабируется (если это требуется) до разрешения 4К, затем разбивается на четыре подкадра, которые выводятся последовательно с частотой 240 Гц со сдвигом на 0,5 пикселя первого подкадра вверх, второго — вправо, третьего — вниз и четвертого — влево. Таким образом с частотой 60 Гц формируется изображение, разрешение которого условно в 4 раза выше физического разрешения матрицы DMD. Соответствующий набор микросхем разработан компанией Texas Instruments, ею же осуществляется поддержка разработчиков, внедряющих эту технологию в проекционные системы. Подобные технологии применяются и в случае проекторов с ЖК-матрицами (просветными и на отражение). Результирующее изображение не имеет истинного разрешения 4К, так как пиксели подкадров частично накладываются друг на друга, что снижает итоговую четкость сформированного кадра. Например, на исходном изображении в разрешении 3840 на 2160 пикселей с чередующимися черными и белыми полосками толщиной в один пиксель структура в виде линий просматривается, но микроконтраст ниже возможного. Тем не менее положительный эффект есть, изображение становится более «аналоговым», так как практически исчезает пиксельная решетка, при этом детализация значительно возрастает, вплотную приближаясь к четкости 4К.
В режиме ожидания потребление электроэнергии составило примерно 0,5 Вт. С точки зрения использования дома проектор является тихим даже в режимах с высокой яркостью, но, конечно, в условиях хорошего затемнения режим с низкой яркостью обеспечивает чуть лучший акустический комфорт и приемлемую в случае небольшого экрана яркость.
Спектрограмма (получена для варианта Минимум из таблицы выше) не идеально ровная, есть несколько неинтенсивных пиков, но в целом характер звука дискомфорта не доставляет.
Единственный встроенный громкоговоритель негромкий и обеспечивает невысокое качество звука. Лучше использовать внешнюю акустику, подключаемую по Bluetooth.
Определение задержки выводаМы определяли полную задержку вывода от переключения страниц видеобуфера до начала вывода изображения на экран. Задержка вывода самая низкая в режиме Оптимизация игр, но даже в этом случае для сигнала 2160p при 60 Гц кадровой частоты она равна примерно 50 мс. Такая задержка будет чувствоваться в очень динамичных играх, но просто при работе за компьютером ее наличие почти незаметно.
Измерение яркостных характеристик
Измерения светового потока, контрастности и равномерности освещения проводились по методике ANSI, подробно описанной тут.
Значение настройки Режим экономии энергии Световой поток, лм
Выбрать режим = Самый светлый режим
Минимум 578
Выбрать режим = Стандартный
Минимум 442
Средняя 350
Максимум 258
Выбрать режим = Filmmaker mode
Минимум 357
Равномерность
+3%, −15%
Режим Контрастность ANSI
Самый светлый режим 265:1
Режим Контрастность full on/full off
Самый светлый режим 1880:1
Стандартный 1760:1
Filmmaker mode 1400:1
Максимальный световой поток выше заявленных 500 лм. Это в режиме, обеспечивающим максимальную яркость, однако при этом цветовой баланс искажен и есть завышение яркости белого относительно цветных участков. Самый яркий режим стоит использовать в случае проекции в неполностью затемненном помещении, когда нужно, чтобы на экране хоть что-то можно было разглядеть без особых усилий. Рабочая яркость в режиме с приемлемой цветопередачей заметно ниже и составляет порядка 440 лм. В полной темноте такой яркости хватит для проекции на экран порядка 2 м шириной. Снижение мощности источника света закономерно приводит к снижению яркости (и шума заодно). Равномерность освещенности белого поля для проектора очень хорошая. Контрастность по ANSI не очень высокая. Также мы измерили контрастность, измеряя освещенность в центре экрана для белого и черного поля, т. н. контрастность full on/full off. Такая контрастность довольно высокая.
Судя по данным производителя, в данном проекторе используется лазерный источник света с тремя лазерами — красным (635—651 нм, 10,0 Вт), зеленым (519—531 нм, 4,8 Вт) и синим (458—472 нм, 8,3 Вт). Для этого источника света заявлен срок службы до 20 000 часов в режиме с высокой яркостью, что на порядок больше типичного срока службы ртутной лампы. Конечно, это не означает, что любой такой проектор сможет проработать все эти 13 с лишним лет (если использовать его по 4 часа в день), но все же периодических проблем с заменой лампы уже точно не будет.
Так как используются три независимых источника света, то даже с одним чипом-матрицей DMD можно обойтись без вращающегося светофильтра. Анализ зависимостей яркости от времени показал, что частота чередования цветов составляет 240 Гц, что соответствует четырехкратной скорости. Эффект «радуги» присутствует, но выражен слабо. В самом ярком режиме (Самый светлый режим) в один из периодов одновременно светят зеленый и красный источник, что формально позволяет увеличить яркость изображения, но, конечно, за счет искажения цветового баланса.
Для оценки характера роста яркости на шкале серого мы измерили яркость яркость 256 оттенков серого (от 0, 0, 0 до 255, 255, 255) для случая Гамма = 2.2. График ниже показывает прирост (не абсолютное значение! ) яркости между соседними полутонами.
Из графика следует, что рост прироста яркости более-менее равномерный и почти каждый следующий оттенок значимо ярче предыдущего, только в самой темной области один оттенок серого по яркости неотличим от черного цвета:
Аппроксимация полученной по 256 точкам гамма-кривой дала значение показателя 2,17, что близко к стандартному значению 2,2, при этом реальная гамма-кривая мало отклоняется от аппроксимирующей функции.
Оценка качества цветопередачиДля оценки качества цветопередачи использовали спектрофотометр i1Pro 2 и комплект программ Argyll CMS (1.5.0).
Цветовой охват меняется в зависимости от выбранного профиля (режима) и значения настройки Гамма цвета. Например, в режиме Самый светлый режим охват самый широкий и близок к Rec.2020.
А, например, в режиме Filmmaker mode, и если для Гамма цвета выбран вариант Автоматическое обнаружение, охват поджимается к границам sRGB.
Смотрим на спектры в случае первого варианта охвата (спектр для белого поля (белая линия), наложен на спектры красного, зеленого и синего полей (линии соответствующих цветов)). Видно, что цвета очень хорошо разделены, и перекрестное подмешивание цветов минимальное. Узкие пики подтверждают сведения о лазерных источниках света.
Близкий к черному диапазон можно не учитывать, так как в нем цветопередача не так важна, а погрешность измерения цветовых характеристик высокая. Видно, что в этом режиме с учетом возможного влияния полотна экрана цветопередача приемлемая, так как ΔE не сильно выше 10, а цветовая температура довольно близка к стандартным 6500 К, при этом оба параметра мало изменяются на различных участках шкалы серого, что улучшает визуальное восприятие цветового баланса. При желании, тонкую коррекцию цветового баланса нужно выполнять индивидуально под конкретный экран.
ВыводыПортативный развлекательный DLP-проектор LG CineBeam Q HU710PB отличается привлекательным и умеренно необычным дизайном. Этот проектор можно использовать как для просмотра кино, так и для развлечений, менее требовательных к качеству изображения. В случае кино и, например, просмотра фотографий нужно обеспечить хорошее затемнение и выбрать режим Filmmaker mode, в котором цвета наиболее естественные. А, скажем, для просмотра спортивных передач в компании или для игры во что-нибудь не очень динамичное проектор можно перевести в режим максимальной яркости, оставив в помещении немного света. Далее списками:
Достоинства:- Лазерный источник света с длительным сроком службы
- Хорошее качество цветопередачи
- Хорошее качество оптической системы
- Динамическое увеличение разрешения до 4К
- Встроенный плеер, воспроизводящий мультимедийные файлы с USB-носителей и по сети
- Хорошо работающая функция вставки промежуточных кадров
- Поддержка HDR
- Возможность беспроводного приема изображения
- Вывод звука по Bluetooth
- Тихая работа
Недостатки:- Вариация длительности кадров в случае сигнала или видеофайлов с 24 кадр/с
- Пульт ДУ без подсветки
- Низкое качество встроенного громкоговорителя
- Неудачное расположение ИК-приемника