Интересная информация по поводу создания дорожки в формате Atmos от пользователя
DDSL. Далее с его слов:
"При кодировании spatial coding изначальные объекты из атмос мастера перестают существовать как самостоятельные единицы. Становятся лишь частью (как и любой звук в канале бед) уже статичной дискретной 7.1 (5.1) дорожки.
Далее очень важные цитата из Produer Suite Guide из которой я буду выдергивать части:
A limited number of spatial coding configurations are available based on the desired number of output clusters.
In order to maximize efficiency, spatial coding converts bed channels to equivalent objects at predefined canonical locations.Because of this, the best results are generally obtained by configuring spatial coding with 11 to 15 output objects and one bed channel for the LFE. (This budget of audio signals is referred to as the number of elements in both the Dolby Atmos Renderer and the Dolby Media Encoder software application.Both Dolby Atmos Renderer software and Dolby bitstream codecs support choices of 12, 14, or 16 elements.
Но к участкам, где беды и объекты (или их части) сведены уже в единое целое (а это "целое" Dolby называет cluster - кластер), привязываются метаданные, которые превращают данные беды в самостоятельные объекты (
spatial coding converts bed channels to equivalent objects).
Dolby сыплет терминами в своих документах, часто называя одни те же вещи совершенно по разному. Поэтому очень важно все-таки с этими терминами разбираться для правильного понимания. Надо понять, что такое элемент и кластер, применимо именно связке к домашнему Атмосу.
A limited number of spatial coding configurations are available based on the desired number of
output clusters. Both Dolby Atmos Renderer software and Dolby bitstream codecs support choices of
12, 14, or 16 elements - рендерер и энкодер для spatial coding дают выбор из 12, 14 или 16 выходных элементов:
Что это? Это
11 to 15 output objects and one bed channel for the LFE Т. е. от 11 до 15 объектов и один канал бед - LFE. Бед, к которому не привязаны метаданные. Т. е. это просто канал, но поскольку без метаданных - то именно бед по терминологии Dolby. И это логично. Каналу НЧ как раз точное позицирование противопоказано. Каждый элемент занимает 1 кластер.1 кластер под канал-бед LFE. Оставшиеся 11, 13 или 15 кластеров отданы под объекты, напоминаю, ставшие объектами в результате присвоения бедам метаданных.
Теперь обращаю внимание на продолжение фразы выделенной в цитате из Guide: spatial coding converts bed channels to equivalent objects at
predefined canonical locations - беды конвертируются в объекты с "заранее определенным каноническим расположением". Опять, что такое каноническое расположение? Если сопоставить с количеством доступных элементов и кластеров: 12, 14 и 16 можно предположить как-то так:
12=11.1=7.1.4
14=13.1=9.1.4
16=15.1=9.1.6
Три варианта стандартного сетапа ДК с Атмос, если обойтись без экзотики премиум сегмента. Смущает только потеря из логического ряда конфигурации 10=9.1=5.1.4. Именно точно такие же такие многоканальные конфигурации (+ 5.1.4) доступны для мониторинга в Dolby Media Decoder из нового Media Suite V.2
DOLBY-MEDIA-PRODUCER-SUITE-4.jpg (59.61 КБ) Просмотров: 4730
На картинке как раз видим конфигурацию 16, и мониторинг 9.1.6.
Т. е. в остатке, определенные участки дискретной дороги (во временном исчислении) привязаны (метаданными) к кластерам (пространство) причем эти кластеры = расположение спикеров ДК с
canonical locations (7.1.4; 9.1.4 или 9.1.6). Однако это все-таки объекты и с помощью метаданных появляется возможность управлять сигналом.
Проверьте с помощью media info Atmos дорожки на большинстве BD: например два, под рукой, прямо сейчас - Конг, остров черепа и совсем свежий Мир Юрского периода 2. Что видим?
Number of dynamic objects: 11
Bed channel count: 1 канал
Bed channel configuration: LFE
Т. е. имеем 12 элементов, и соответственно 12 кластеров, из которых 11 занимают объекты и 1 бед (НЧ). Из примеров можно предположить, что большинство BD авторят под самую наверное стандартную схему Атмос 7.1.4. Но с точки зрения именно полезного контента (сигнала), ничего отдельного нет - т. е.Dolby TrueHD 7.1 + metadata = Dolby Atmos 11 objects + 1 bed (LFE).
Постоянно упоминаемый пример с вертолетом. Почему вызывает удивление, что он летает в верхнем уровне, при этом в нижнем - тишина? Меня бы очень удивило бы демо, где вертолет по кругу летал в верхнем уровне, а в нижнем, одновременно, по кругу, например катался трактор. Это возможно в кинотеатре, в случае если вертолет отдельный объект (самостоятельный wav файл), который кинотеатральный процессор Dolby гоняет по верхнему уровню, и трактор издает из нижнего поля звук, который, может быть как объектом, так и частью статичного микса в нижнем уровне bed. И все это может быть воспроизведено одновременно! В случае же демо вертолета для ДК - внизу тишина.
В домашнем атмосе, при spatial coding звук вертолета в полученном дискретном микcе 7.1 разделен на части, допустим его маршрут L-С-R-Rss-Rsr-Lsr-Lss. Т. е. определенный участок каждого дискретного канала воспроизводит акцентированный звук пролетающего вертолета в определенный временной промежуток. Остается данные участки (части дискретных каналов) включить (привязать метаданными) в кластеры верхнего уровня и дать указание процессору воспроизвести данные промежутки с помощью спикеров верхнего уровня. Откалиброванный процессор уже знает, какие спикеры и в каком количестве в его распоряжении.
Без всякого вычитания. У меня есть подозрения, что некоторые из собеседников, хоть и рассуждают об объективно-ориентирован звуке, но не совсем понимают принцип управления медиа контента с помощью метаданных. Это касается не только звука, но и текста, видео и изображений. Приведу очень простой, но наглядный аналог на примере веб-страницы (большинству Америку не открою):
Откройте на дектопе в IE11 или Firefox (Opera и Chrom не подойдут) заглавную страницу Google.com В меню браузера выберете Вид > Стиль > поставьте галку "Нет стиля" или "Без стиля". И посмотрите, как теперь выглядит страница.
Аналогия заключается в том, что браузер - это процессор/ресивер, вид страницы без стиля, чистый контент, описанный языком разметки html (xhtm или xml), аналог дискретного TrueHD.
Подключите стили обратно - получите Atmos. К содержимому html подключаться метаданные (файл css - каскадные таблицы стиля), отвечающие за оформление и управляющие контентом при его расположении на экране. Причем страница, будет менять вид в зависимости от размера и разрешения экрана (как и процессор ресивера, при калибровке будет определять особенности помещения, количество и расположение спикеров).
Можно увидеть и третий вариант, открыв сайт на мобильном телефоне, подключится файл css, заточенный под мобильные устройства с совершенно иным дизайном под маленький экран, и навигацией, заточенной под "тыканье" пальцем (2.0 downmix).
Но во всех трех случая, контент, описанный в html остается совершенно неизменным. Ничего не изменяется, "не вычитается" и не складывается. "