DDSL писал(а):Принцип spatial coding и дальнейшего воспроизведения Dolby Atmos в системе домашнего кинотеатраС базовыми принципами spatial coding можно ознакомиться на английском в оригинале, на текущий момент можно воспользоваться документом Dolby Atmos Renderer Guide стр. 264 Глава 24.3 Spatial coding. Сам документ:
https://www.dolby.com/us/en/professiona ... -guide.pdfТеперь - на пальцах. Nearfield mix в Renderer в первую очередь используется для мониторинга, т.е прослушивания звукорежиссером atmos микса, включающего в себя все отдельные wav файлы (максимальным количеством 128 штук , т.е. 9.1 beds и до 118 objects) на студийном (не кинотеатральном) сетапе, начиная с минимально требуемой схемы 7.1.4. Этот же алгоритм используется, как первый шаг, для дальнейшей конвертации atmos микса в “бытовой” формат.
Принцип spatial coding заключается в разбиении 3D звукового пространства на кластеры, причем звукорежиссер имеет возможность выбрать одну из трех комбинаций кластеров - 12, 14 или 16.
Попавшие в кластер беды и объекты, объекты и объекты, будут смикшированы вместе. Динамические объекты (например звук вертолета, летающего по кругу), при пересечении границы кластеров будут соответственно разорваны на части, и эти части также будут смикшированы с находящимися там статичными бедами и объектами. Полученные таким микшированием кластеры называются элементы. Т.е. упрощено, это сведение (вернее эмуляции сведения) 128 файлов в 12, 14 или 16 дискретных каналов. По аналогии со сведением музыки - 24 мультитрека записанной песни сводятся в стерео. Только тут 128 мультитреков сводятся в 12 (14 или 16) каналов. Но не простых, а с метаданным, в первую очередь с метаданными координат. Об их роли чуть позже.
Дальше, полученный atmos файл с эмулированным 12-ти (14 или 16-ти) канальным миксом подается на энкодер Dolby, который в свою очередь кодирует данным микс в бытовые TrueHD 7.1 или DD+ 5.1. Как? Простым, или непростым, но знакомым нам матричным сложением Dolby Surround, с дальнейшим извлечением при декодировании.
Базовые формулы даунмикса и апмикса atmos бытовых дорог изложены в документе Dolby PMD Application Guide стр. 38 Transforming & Mixing Audio Elements. Документ находится по адресу
https://developer.dolby.com/globalasset ... -guide.pdfПовторю, там указанные базовые формулы, возможно кто-то, с хорошими знанием звуковых редакторов, сможет их как-то применить в реальной жизни.
Далее, при декодировании,7.1 или 5.1 atmos дорога раскладывается на 12 (14 или 16) дискретных каналов-элементов. Теперь про метаданные, в частности координаты. Представьте следующую систему координат от 0 до 1: Front Left (x=0, y=0,z=0) Center (x=0,5, y=0, z=0) Front Right (x=1, y=0, z=0). В самой фонограмме в канале Front Left есть эпизод, с координатами x=0,25,y=0,z=0. Т.е. звук должен быть точно размещен ровно между Front Left и Center. Не атмос система просто воспроизведет звук левым спикером (Front Left). Атмос декодер задействует два спикера левый и центральный. Но в случае если у вас 3 фронтальных спикера. А если 5 (Front Left-Center Left-Center-Center Right-Front Right)? Данный объект будет воспроизведен отдельным одним Сenter Left. Немного туповатый, но надеюсь наглядный пример масштабируемости atmos.
Т.е. по факту, мы в домашнем атмосе не имеем самостоятельных beds и object. Бэды являются одновременно объектами так как имеют координаты, а объекты – бэдами. Исключение только одно – LFE, бэд без координат.
Теперь про “звуки, которые должны были быть FTop+RearTop зависающие на MT” Надеюсь, теперь станет понятно в чем причина. Если для верхнего звукового поля были заданы координаты y=0,5 (т.е прямо над головой), то atmos декодер задействует доступные спикеры. В случае 7.1.4. он будет использовать все 4 спикера, а в случае наличия спикеров Top Middle, эти Top Front и Rear просто не нужны.
Кстати часто жалуются и на молчания Wide спикеров в системах 9.1.X. Еще раз, все зависит от звукорежиссера, при адаптации атмос микса для ДК. Напоминаю про возможность выбора количества кластеров (элементов): 12 (11 objects+1 bed, или 11.1. или 7.1.4); 14 (13.1 или 9.1.4); 16 (15.1 или 9.1.6). Т.е. если при nearfield mix было выбрано 12 элементов, то реально будет работать только схема 7.1.4., а Wide спикеры будут молчать и просто украшать интерьер.
Если использовался 12-ти канальный готовый статичный (не атмос) микс, то масштабируемость не работает. Такие дороги обзывают термином Atmos Lite.